30 октября в России отмечается День Памяти Жертв Политических репрессий. Дата выбрана не случайно, 30 октября 1974 года начали голодовку узники мордовских и пермских лагерей, выразив протест против политических репрессий в СССР.
Много суровых испытаний, жертв и лишений выпало в 20 веке на долю нашей страны. Две Мировые войны и Гражданская, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну.
Но и на этом фоне страшными страницами нашей истории стали политические репрессии.
Ныне известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмы, разбросанных по детским домам. Только по неполным данным их число превышает десять миллионов человек. И что самое трагическое - система изначально боролась с совершенно безвинными людьми, выдумывая себе врага, а потом уничтожая его.
Вернуть всем невинно пострадавшим их доброе имя - святой долг государства. Молодое поколение XXI века должно знать и помнить все то, что происходило в те далекие времена, ведь знания о прошлом, могут помочь не допустить повторения в будущем этих страшных событий.
30 октября для учащихся 10-11 классов Тазовской школы-интерната прошло мероприятие, посвященное этим трагическим страницам нашей истории. Его провели педагоги Дома творчества, У.П.Чекмезова и А.В.Юрьев, заведующий музеем школы-интерната А.А.Тибичи.
Старшеклассникам были представлены выставки книг, фотографий, которые в полном объеме представили перед ребятами картины ужаса и несправедливости того времени, перевернувшие судьбы многих людей. Таким образом каждый смог прикоснуться к истории, стать документальным участником тех событий, ведь воспоминания и документы того времени – самые бесстрастные свидетели на суде истории. Память о репрессиях – подтверждение того, что ничто не забыто: ни подлое предательство, ни черное злодейство, ни высокий подвиг.
Ребята узнали, что в тот суровый период для нашей страны были расстреляны люди, которые не боролись против власти: маршалы и генералы – почти весь советский генералитет, поэты: Гумилёв, Табидзе, Смеляков, Заболоцкий; артисты – Русланова, Дворжецкий, Михоэлс, автор траектории будущего американского полёта на Луну Кондратюк, будущий руководитель советской космической программы Королёв, самолётостроитель Туполев, генетики Вавилов, Пантин, Тимофеев-Ресовский, наш физик Румер, астроном Козырев, историк Гумилёв, поголовно уничтожены еврейский антифашистский комитет, жертвы послевоенного “ленинградского дела”, миллионы пленных солдат…
Рассказывая о тех событиях, педагогам хотелось напомнить, что большой террор был обоснован ещё в 1928 г. сталинским тезисом об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму; тезис этот доказывался самими же репрессиями: “Шахтинский процесс” – лето 1928 года, арестовано больше 2000 инженеров, 5 из них – расстреляно; процесс “Промпартии” – 1930 г., расстреляны Чаянов, Кондратьев экономисты мирового уровня; “дело о вредительстве на электростанциях” – 1933 г., арестованы сотни специалистов в Москве, Челябинске, Златоусте, Баку. «Дело врачей», закон «о пяти колосках», за незначительные хищения –расстрел и многие другие сфабрикованные дела.
И. Сталин говорил: “Доказано, что вредительство наших спецов, антисоветские выступления кулачества… субсидировались и вдохновлялись извне”. Таким образом, найдя повод, Иосиф Виссарионович приступил к физическому устранению недовольных режимом.
Дети узнали, что крупнейшие лагеря, в которых отбывали наказания заключённые, находились на Соловках и на Колыме. Условия содержания заключённых в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам. Охрана на Соловках состояла из сотрудников ОГПУ, уличённых в прегрешениях по службе и отправленных на Соловки для исправления. И они творили там произвол. Новых заключённых встречали словами: “Здесь не Советская республика, а Соловецкая! Усвойте! Нога прокурора ещё не ступала на соловецкую землю, и не ступит! Знайте! Вы сюда присланы не для исправления! Горбатого не исправишь”.
С Соловецких островов было только два побега. Существовали разные способы умерщвления людей. Из 84 тысяч человек погибло 43 тысячи. На Колыме в разные годы отбывали наказание 2,5 млн. человек, из них погибло 950 тысяч. Умирали от истощения и связанными с ним болезнями. Размер пайка стал для лагерной администрации главным средством заставить заключённых до конца выкладываться на работе. Ударникам полагался усиленный паёк и возможность досрочного освобождения, а тем, кто не выполнил норму, безжалостно паёк урезали.
С 1938 г. начали проводить массовые расстрелы, тем самым избавились от неугодных заключённых.
1 декабря 1934 по инициативе Сталина ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик» следующего содержания: «Внести следующие изменения в действующие уголовно процессуальные кодексы союзных республик по расследованию и рассмотрению дел о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти:
1. Следствие по этим делам заканчивать в срок не более десяти дней;
2. Обвинительное заключение вручать обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде;
3. Дела слушать без участия сторон;
4. Кассационного обжалования приговоров, как и подачи ходатайств о помиловании, не допускать;
5. Приговор к высшей мере наказания приводить в исполнение немедленно по вынесении приговора.»
По окончанию мероприятия был сделан вывод, что помнить всех павших и беречь живых – необходимо. Этот урок истории не должен повториться. Для каждого человека – это была большая трагедия. Их память чтят ежегодно. Свидетели тех страшных событий, молодежь и неравнодушные люди несут цветы и венки, не проронив не единого слова.
Педагог дополнительного образования,
Чекмезова Ульяна Петровна